Перейти к содержимому

Theme© by Fisana
 



Фотография

Визуализация в художественном тексте


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1 Yuliya Eff

Yuliya Eff

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 3930 сообщений

Отправлено 07 June 2017 - 17:42

На мой взгляд, самый сложный приём в художественной прозе - это эффект визуализации, когда читатель явственно видит не просто фон, а может рассмотреть детали, не ставя себе это целью. Проще говоря, читатель становится зрителем - и вот уже описываемая картинка возникает в воображении, словно кино. Буквы исчезают - появляется изображение.

 

Как определить, имеет ли то или иное произведение эффект визуализации? Очень просто. Спустя время вы либо "видите" сюжет, помните запахи и свет, либо вскользь помните о том, что там случилось: кто-то что-то сделал, потом получилось то-то... или нет... совсем другое...

 

В 4 "Декамероне" была такая тема - визуализация. Но только сейчас я понимаю, насколько это сложно и что мы копали совсем не там. Учились не по тем "учебникам", интуитивно нащупывая способ, как же сделать свой рассказ более кинематографичным.

 

Я продолжаю думать над этой темой, наблюдать и учиться. И меня неизменно приводит в восхищение и раболепную оторопь работа операторов сериалов "Во все тяжкие" (Breaking Bad) и приквела "Лучше позвоните Солу" ("Better Call Sol"). Я учусь у них на примере каждой серии и каждого удачного кадра и всё пытаюсь додумать свою мысль - как смастерить подобный операторский "взгляд" в прозе. 


Если говорить метафорично, то результат работы операторов в этих сериалах можно назвать движущейся фотографией. Заметила, что в них много линий и пятен, которые делают кадр ярким и безумно интересным, даже если персонаж пять минут молча ковыряется в запчастях.


Скрины 1 серии 3 сезона "Лучше позвоните Солу".

 

 

Посмотрите, акцент на человеке: вокруг темнота, его пристальный взгляд. А в отражении видно ещё и запись номера аппарата (это датчик слежения).
В кадре видно всё важное на данный момент. Лишнее удалено.

 

лпс1.jpg

 

 

Справа персонаж ждёт знакомого. Слева - в просвете дальнего окна - огни приближающейся машины. Где ещё вы видели подобный ракурс, когда кадр разбит на три части и в каждом свои линии, но сохраняется общий концепт чёрного с жёлтым - ночи и продолжающегося дыхания жизни тех, кто продолжает встречаться, договариться, вершить темные делишки?

лпс2.jpg

 

Линии. Очень много линий. И они отвлекают от находящихся почти в центе, чуть выше, главных персонажей. Создается впечатление, что главное - не эти люди, а все, что окружает их - целый мир, который поглядывает и подслушивает постоянно. (За ГГ идет слежка)

 

лпс3.jpg

 

К Чаку приезжает посыльный с продуктами. Оператор мог снять просто крупным планом тот момент, когда посыльный входит в дом. Но он (оператор и мы вместе с ним) продолжаем подглядывать из-под крыла автомобиля.

 

лпс4.jpg

 

 

 

 

 


#2 Yuliya Eff

Yuliya Eff

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 3930 сообщений

Отправлено 07 June 2017 - 17:45

Это была преамбула. Если ещё вдруг сделаю удачный скрин для иллюстрации по теме, то ещё добавлю.

 

Пока же планирую в дальнейшем эту тему оставить для полезных литературных находок. Если вдруг встречу произведение с кинематографичным компонентом, то внесу сюда.



#3 Yuliya Eff

Yuliya Eff

    Калякамаляка

  • Модераторы
  • 3930 сообщений

Отправлено 07 June 2017 - 17:58

Кстати, вот. Первое, что вспомнилось.

"Ванная" Лестады:

 

Электрическое солнце играет на поверхности воды. Тонкие жёлтые змеи хаотично танцуют, сплетаются в клубки, бросаются друг на друга. Если расфокусировать взгляд, то начинает казаться, что в этих рваных движениях можно прозреть будущее. Либо увидеть то, что прежде было сокрыто, а теперь вот оно – всего-то и надо, что зачерпнуть и вглядеться. Но стоит так сделать, как маленькие змеи свиваются уже в новом танце, а крохотные батискафы отпрыгивают от водорослей, что в обилии растут на моей коже, и устремляются вверх. Если посидеть еще немного без движения, то они появятся вновь. Не в моих планах. Не сегодня.

 

Ржавые стены белой пещеры. Чуть ярче у золотого ободка стока. Прозрачная россыпь драгоценной влаги, которой никогда не стать сталактитами. Зато каждый вечер перед тем как погрузиться в этот грот, мне приходится оттирать своды его от слизи, которой так щедро делится мой дед. Проще молча смыть это, чем пытаться перевоспитать его. Длительные нотации в ответ. И все на тему моей неблагодарности и чрезмерного чистоплюйства.

 

Но к этому я привык. Не удивить и не испугать. И уж тем более не заставить исходить тихой завистью, как в случаях приезда старшего брата с семьёй. Раз в год. Летом. Дед, как обычно, живёт в своей комнате. Родители в своей. А ко мне в зал подселяются брат с женой и трое их детей: мальчик, мальчик и девочка. Ночью, когда дети уже спят, брат уединяется с женой в ванной, и я слышу, даже сквозь шум воды, как они постанывают, как он рычит, изливаясь. Потом они выходят - счастливые и разморенные. А я старательно делаю вид, что сплю под дружное сопение моих племянников и племянницы.

 

Я мог тоже жениться и уехать далеко - жить своей жизнью. Но мать говорит, что здесь я нужнее. А батя ей вторит: не факт, что там, на чужбине, я найду работу с моим-то образованием. Мне и здесь нелегко.

В сельской школе, где я работаю вот уже почти двадцать лет учителем музыки, платят гроши. Внешностью и здоровьем Бог вроде не обидел, но тягаться с физруком, пусть и отъевшим авторитет, мне не под силу. Максимум, чего желают одинокие женщины в нашем коллективе - это подкормить меня. Излишне худой, нескладный и косноязычный. Единственное, о чём я могу вдохновенно рассуждать часами, минутами и секундами - это музыка. Мне нравится учить детей слушать её, внимать ей, чувствовать. Я хотел бы разнообразить программу, привнести в неё что-то новое. Но, сомневающийся, год за годом должен разучивать с ними одни и те же песни.

 

...Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал...

 

Зубы сводит. Но не так. Не так, как тело. Не сейчас.

 

Бесцветная. Без вкуса и запаха. Моя жизнь. Золотые змеи, мелькающие на её поверхности. Их не ухватить. Они словно в другом измерении.
Люди. Приходят и уходят. Сменяются лица в коллективе на работе. Остаются самые страшные, старые и злые. Яркие и красивые уплывают. В декрет. Без возврата. И ещё одна. Появилась сегодня. Золотая змея. Новая. Всколыхнувшая желание. Желания. Схватить. Нельзя. Только думать. Мечтать. Хотеть. Страдать. Любить. На расстоянии...

Потоки мутной жизни стекали по мерцавшим стенам белой пещеры; соприкасаясь с горячими водами, превращались в ничто.

 

 

======================

Практически кадр из Breaking Bad) Очень похоже по качеству соответствия картинки и внутреннего состояния, воспоминаний.



#4 Лестада

Лестада
  • Модераторы
  • 1942 сообщений

Отправлено 19 June 2017 - 15:18

Практически кадр из Breaking Bad) Очень похоже по качеству соответствия картинки и внутреннего состояния, воспоминаний.

Эх, надо как-нибудь когда-нибудь всё же доползти и глянуть.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Фэнтези и фантастика. Рецензии и форум

Copyright © 2018 Tvorchestvo.kg